РБ, Минская обл., г. Несвиж, ул. Белорусская, д. 5
тел./ факс: (8 01770) 5 19 79, e-mail: biblio@nesvizh-kultura.by

РБ, Мінская вобл., г.Нясвіж, вул.Беларуская, д.5
тэл./факс:(801770) 5 19 79

Государственное учреждение культуры

«Несвижская центральная районная библиотека

имени Павла Пронузо»

Отдел библиотечного маркетинга

 

 

 

 

 

 

«Организация выставочной деятельности в библиотеке»

Методические рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Несвиж, 2022

 

 

 

 

Организация выставочной деятельности в библиотеке [Текст]: Методические рекомендации / Несвижская центральная районная библиотека им.П.Пронузо, отдел библиотечного маркетинга; [составитель Е.О.Июльская; редактор Т.А.Байкаш].- Несвиж: государственное учреждение культуры «Несвижская центральная районная библиотека имени Павла Пронузо», 2022.- 12 с.- Бесплатно.- 25 экз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации предназначены для сотрудников библиотек в помощь организации выставочной деятельности, продвижения книги и литературы.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В методическом пособии существенное внимание уделяется разбору основ предмета и рассмотрению возможностей их творческого применения в библиотечной практике, знакомству с теоретическими аспектами выставочной работы, направлениями ее деятельности, типовым разнообразием выставок, способами моделирования, проектирования и организации выставочного пространства. Освоить основные процессы выставочной работы помогут примеры, ссылки. В приложениях: «Паспорт книжной выставки»; библиографическое оформление выставок, примеры аналитического описания; типичные ошибки и др.

Представленные материалы помогут обновить профессиональный взгляд на выставочную деятельность, возможно, инициируют появление новых проектов, свежих, увлекательных идей и концептуальных решений. Пособие предназначено библиотекарям, организаторам книжных выставок.

 

 

Подлинная выставка—это не просто собрание книг, оказавшихся вместе по ряду случайных обстоятельств, а осмысленное творение, призванное пробуждать в читателе целенаправленную интеллектуальную деятельность.

Дж. Х. Шира, американский библиотековед

 

Мы живем в век выставок. В самом деле, каких только выставок мы не знаем: международные и районные, государственные и частные, торговые и промышленные, художественные и военные, достижений народного хозяйства, наконец.

Выставка - самое популярное и одно из базовых средств доведения информации до пользователей.

Книжная выставка является визитной карточкой любой библиотеки. По выставкам можно судить о стиле деятельности библиотеки – творческом либо формальном. Трудно представить проведение массовых мероприятий, творческих встреч с читателями без книжно-иллюстративных выставок, обзоров литературы, которые раскрывают фонд библиотеки.

Выставочная деятельность библиотек была и остается важной составляющей библиотечного обслуживания, кроме раскрытия книжных фондов, призвана обеспечить осознание мотивов обращения к информации, а также стимулировать способность к информационному общению, здесь происходит непосредственный контакт читателя с книгой (за исключением электронных форм выставок).

Выставка из разряда рядовых форм массовой работы при соблюдении определённых условий может стать качественным творческим продуктом, культурным событием в жизни библиотеки. В настоящее время есть масса возможностей показать книгу достойно, современно. Выставка – это всегда творчество и возможность объединить библиотекаря, книгу и читателя.

Выставочная деятельность являясь одним из актуальных направлений библиотечной работы, на сегодняшний день включает в себя не просто оформление выставки, а ее проектирование, организацию, создание. Выставка направлена на привлечение читателей; активизацию их творческой деятельности; продвижение современной литературы и современных авторов, формирование информационной культуры; развитие навыков управления коллективной и индивидуальной деятельностью; непрерывное образование библиотечных кадров.

Различные формы выставок не только привлекают внимание, но и активизируют познавательную инициативу пользователей библиотек, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций. Возможности таких экспозиций для развития творческих способностей читателей огромны. Работа над выставками с нововведениями становится интересной и для самих библиотекарей.

Таким образом, создание выставок – даже вполне традиционных их разновидностей, как будто бы освоенных многолетней практикой – требует от библиотекаря постоянного совершенствования, сочетания знаний и умений с глубокой эрудицией, творческой фантазией и даже изобретательностью. Эти составляющие образуют понятие «профессиональное мастерство».

 

Книжная выставка – традиционная форма массовой работы библиотеки, самая популярная и актуальная, ориентированная с минимальными временными затратами на:

- информирование пользователей о содержании библиотечных фондов;

- информирование пользователей о новых поступлениях;

- пропаганду и рекламу лучших документов, раскрытие их содержания.

Выставки относятся к наглядным формам массовой работы и имеют преимущество в том, что здесь происходит непосредственный контакт читателя с книгой (за исключением электронных форм выставок). Это положения традиционной теории, которых библиотекари обязаны были придерживаться в своей работе.

 

НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ В СИСТЕМЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В наши дни, когда социальная роль библиотеки усиливается и усложняется, «наглядная работа» является одним из основных направлений ее деятельности.

Выделяют следующие формы наглядной пропаганды:

• открытый доступ к фондам;

• открытые просмотры литературы;

• плакаты, альбомы, схемы;

• выставки.

Открытые просмотры литературы ориентированы на первоначальное беглое ознакомление с большим количеством изданий. Просмотры чаще всего используют в помощь профессиональному чтению и при раскрытии новых поступлений. Они сопровождают, как правило, Дни информации и Дни специалистов. Разновидностью открытого просмотра являются книжные развалы, которые косвенно рекламируют книги. Чаще всего это книги, сданные накануне читателями, размещаемые около места выдачи литературы. На развалы обращают внимание читатели с неопределенным спросом, а также те, кто отказывается от помощи библиотекарей при выборе книг.

Библиотечные плакаты – композиции из текста и иллюстраций. Одни – привлекают внимание населения к деятельности библиотеки, другие – служат для рекомендации литературы и раскрытия ее содержания; третьи – оповещают читателей о новых изданиях по определенной теме; четвертые – информируют о проведении в библиотеке тех или иных мероприятий. Особую группу составляют методические плакаты, рассказывающие о том, как правильно выбирать литературу, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки. Внимание читателей привлекают интересно составленные заголовки, яркие рисунки, тексты, цитаты, изображения книжных обложек и т. д.

Библиотечные альбомы – собрания различных графических, иллюстративных и справочных материалов с сопровождающими краткими пояснительными текстами, оформленные в виде книги, тетради или на отдельных листах. Такие издания создаются чаще всего к юбилейным и памятным датам, дают возможность читателям познакомиться с интересующей их темой.

Среди наиболее широко используемых наглядных форм можно назвать книжные выставки.

 

 

БИБЛИОТЕЧНАЯ ВЫСТАВКА.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выставка как наглядная форма массовой работы имеет преимущество в том, что здесь происходит непосредственный контакт читателя с книгой (за исключением электронных форм выставок).

Библиотечная выставка - это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления.

Основной целью библиотечных выставок является стимулирование познавательной и читательской деятельности. Из этого следуют задачи:

информирование пользователей о содержании библиотечных фондов и новых поступлениях;

приближение документов из библиотечных фондов к читателям. Представление как новейших поступлений, так и редко экспонируемых раритетов;

пропаганда и реклама лучших документов, раскрытие их содержания.

Выставочная работа – это деятельность по организации экспозиции, включающая в себя планирование, разработку, оформление, проведение и подведение итогов выставки.

Постановка книжной выставки – глубоко творческий процесс.

Весь процесс подготовки и организации книжной выставки можно разделить на несколько этапов, каждый из которых включает целый комплекс определенных мероприятий.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТАВОЧНОЙ РАБОТЕ

 

Основными требованиями, предъявляемыми к выставочной работе библиотек, являются комфортность, наглядность, доступность, оперативность.

Комфортность представляет собой совокупность условий, обеспечивающих наиболее благоприятные возможности для работы с книгой и одновременно отдыха читателей. Эти условия включают в себя и удобное расположение книг на выставке, и дополнительное освещение, и место для отдыха читателя. Кроме того, читателю необходим психологический комфорт при работе с выставкой: удобство получения книги с выставки, возможность ознакомления с книгами (документами) в спокойной обстановке.

Наглядность в практической работе библиотек нередко трактуется только как то, что можно непосредственно увидеть и показать. Это снижает эффективность использования наглядности как приема, искусственно ограничивая диапазон ее возможных применений.

В работе библиотек используется три вида наглядности:

· документ, представленный в фонде библиотеки в режиме открытого доступа;

· образ документа как элемент библиотечной выставки, плаката, рекомендательного списка литературы;

· библиографическое описание документа в каталогах, картотеках, списках и пр.

Конечная цель принципа наглядности – показать пользователю наличие документа в фонде и убедить в его доступности.

Доступность прежде всего заключается в том, что библиотечные выставки предоставляют читателям возможность изучения содержания демонстрируемых документов. Кроме того, проявлением доступности можно считать иные по сравнению с открытым доступом способы группировки литературы на тематических, проблемного характера выставках.

Оперативность библиотечных выставок понимается двояко. Во-первых, как оперативность отражения (нового документа, актуальной темы или проблемы). Во-вторых, возможность ознакомления одновременно как с первичным, так и вторичным документом (собственно книгой и ее библиографическими данными).


ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ОФОРМЛЕНИЯ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ

Работа над любой выставкой складывается из определенных технологических моментов, которые можно представить в виде алгоритма или технологической карты процесса.

Алгоритм оформления выставки:

1. Уточнение и согласование темы, целевого и читательского назначения.

2. Предварительное знакомство с темой.

3. Выявление методических рекомендаций, библиографических указателей по теме выставки.

4. Знакомство с методическими рекомендациями, библиографическими указателями.

5. Выявление по СБА источников.

6. Подбор выявленной литературы в фонде.

7. Знакомство с литературой.

8. Отбор литературы.

9. Определение названий разделов, заголовка, подбор цитат, иллюстраций, предметной среды.

10. Определение структуры выставки.

11. Группировка литературы.

12. Оформление выставки.

13. Реклама выставки.

14. Докомплектование выставки.

15. Учет эффективности книжной выставки.

Выбор темы должен соответствовать двум требованиям: быть актуальной на сегодняшний день и интересной для читателей. Тему выставки необходимо конкретизировать.

Конечно, тема должна быть актуальной и интересной читателям. Посмотрите вокруг: что у всех «на слуху»? А, возможно, это повод для выставки.

Полезно спросить и себя: «А что интересно мне? Что волнует меня сегодня?» и … создать выставку. Наверняка, она будет интересна другим. Еще одно важное правило: создавайте выставки в соответствии с направлениями деятельности вашей библиотеки. Не нужно «хвататься» за все, лучше более глубоко прорабатывать несколько тематических направлений. К тому же, как отмечают специалисты, чем уже и конкретнее тема, тем интереснее получается выставка.

Однако, есть направления, которые присущи практически каждой библиотеке. Это, во-первых, работа с фондом краеведческой тематики. Раскрывайте его с помощью выставок, но при этом опять же учитывайте специфику библиотеки. Во-вторых, это продвижение чтения, работа с художественной литературой. Конечно же, большим подспорьем при выборе тем для библиотекарей является «Календарь знаменательных дат». Действительно, нередко «круглая дата» - это отличная возможность привлечь внимание публики к интересному событию, явлению, личности.

Определение читательского и целевого назначения.

Признаки, оказывающие наибольшее влияние на содержание и характер восприятия представленного материала: возраст, пол, образование. В зависимости от них одна и та же тема предполагает различную структуру (разделы) выставки, оформление и отбор документов.

Целевое назначение соответствует мотивам чтения. На сегодняшний день они таковы: деловые, самообразовательные, рекреационные.

Выявление и отбор документов.

Используя библиографические и методические пособия, СБА (каталоги и картотеки), необходимо выявить все документы, какие есть в библиотеке по данной теме – книги, статьи из периодики, аудио- и видеоматериалы. Подбирая их в фонде, необходимо отобрать соответствующие цели и читательскому адресу. Предпочтение отдается документам, содержащим новую информацию, имеющим привлекательный внешний вид.

Определение структуры выставки.

Формулирование заголовка, названий разделов; подбор цитат, иллюстраций, предметной среды. Какой должна быть структура выставки? Главное требование здесь – структура должна способствовать раскрытию содержания темы и акцентировать внимание на наиболее важных проблемах. Все зависит от темы и формы выставки, объема фонда, месторасположения и размера выставочного стеллажа. Обычно выставка состоит из 3-4 разделов, а материал расположен в логической или хронологической последовательности. При создании экспозиции стройте ее так, чтобы человек с легкостью в ней ориентировался; выставка должна рассматриваться как рассказ, который следует изложить понятно и доходчиво.

При разработке структуры рекомендуется учитывать, что большинство людей осматривает разделы по «часовой стрелке». Т.е. при взгляде на выставку читатель в первую очередь обратит внимание на левый верхний угол, затем, по мнению специалистов, его взгляд упадет на правый нижний угол и середину нижней полки.

Важную роль играют заголовки выставки и ее разделов: они облегчают просмотр, организуют структуру выставки. Знаменитый исследователь рекламы А.Политу на вопрос, какие элементы печатной рекламы являются самыми важными, сказал, что «самыми важными являются заголовки, поскольку некоторые люди читают только их».

Общее название выставки должно обязательно привлечь внимание читателей, вызвать удивление, любопытство, а возможно и недоумение. Есть несколько общих требований к его формулировке:

Заголовок должен быть:

• информационно-емким, передающим суть;

• лаконичным (4–6 слов);

• нестандартно оформленным (возможно в виде свитка, колокола, воздушного шарика, цветка, рушника, книги, новогодней елки, машинки, неваляшки, солнышка, облачка);

• заголовком может быть крылатая фраза (афоризм, пословица, поговорка, строчка из песни, стихотворения).

Руководствуясь логикой, идеей выставки, определяется количество разделов, книг, наличие цитат, пояснительных текстов, соблюдая принцип от общего к частному, от простого к сложному.

Обязательное условие работы на данном этапе – выдерживание стиля и чувства меры.

Оформление книжной выставки.

Хорошо продуманная и разработанная выставка часто не пользуется спросом у читателей, если она плохо оформлена. Первое требование – это композиционная целостность, которая достигается с помощью различных средств. Например, выделяют один или несколько визуальных центров, вокруг которых разворачивается основное действие. В других случаях используют «крупный план» и «глубинную экспозицию», которые создают эффект объемности. Композиция выставки может строиться на симметрии или, наоборот, асимметрии, на контрасте цвета, но при этом нельзя забывать о соразмерности представленных на ней книг, иллюстраций. Все они должны производить впечатление единого ансамбля, который создают не перегружая предметами и расставляя эмоциональные акценты, например, с помощью подсветки, вазы, цветка.

Чтобы правильно распределить, где что будет размещено на выставке, составляется её макет. В схематической форме на бумаге вы должны представить, где у вас будет размещён заголовок, на каких полках разделы, цитаты и другая информация. На каких полках будет представлена книжная продукция, а на каких периодические издания и т.д. Макет поможет сэкономить время, когда вы будете оформлять выставку и размещать на ней документы.

При подготовке большой выставки, где используются некнижные экспонаты (предметы, вещи, иллюстрации и пр.) следует обращать внимание на некоторые особенности, правила и приемы их группировки и размещения.

* Чтобы лучше воспринимался материал выставки и запоминалось ее содержание, нужно последовательно размещать экспозиционные комплексы в зале, точно формулировать заголовки к каждому комплексу.

* Необходимо разработать четкий маршрут осмотра.

* Размещение экспонатов должно отражать тематические связи между ними.

* Необходимо правильно группировать экспонаты по смыслу, не разбивая тематически общие материалы на группы, размещаемые в разных местах. Иначе нарушится логика подачи материала, посетитель с одной и той же темой будет встречаться несколько раз, вследствие чего быстро наступит утомление и, как следствие, спад интереса.

* Наиболее распространенным вариантом группирования экспонатов является выделение центра (во всем зале, на отдельных стендах, витринах, подставках).

* Если нет необходимости выделять центр, применяется прием линейного расположения экспонатов в параллельно-горизонтальных и вертикальных рядах. Такая линейная последовательность предметов поможет посетителю лучше понять основную идею.

Например, в одном из рядов – история населенного пункта, района, города; в другом – состояние социально-культурной сферы; в третьем – перспективы социально-культурного роста; в четвертом – люди, прославившие этот край и пр.

* при группировке и размещении экспонатов желательно, чтобы подлинники занимали наиболее удобное для обозрения положение. К важнейшим экспонатам следует привлекать внимание различными эмоциональными приемами (размером, формой, характером оформления, местом расположения, цветом фона, обрамлением и др.).

* Недопустимы чрезмерное количество, скученность экспонатов, поскольку это отвлекает внимание на отдельные, не всегда самые важные и не несущие смысловую нагрузку, предметы.

* Площадь экспозиционного пояса – удобная для обозрения вертикальная поверхность, которая начинается в 70-80 см. от пола и имеет высоту около 150-170 см.- загружается экспонатами не более чем на 50-60 %.

* От величины экспоната зависит расстояние, на котором он должен находиться от зрителя. Нормальное расстояние равно двойному измерению предмета по вертикали. Например, если минимальное расстояние от глаза зрителя до стенда равно 25-35 см., то самые мелкие изображения на стенде должны иметь размеры не менее 15-20 см. Более мелкие предметы следует помещать в наклонных или навесных витринах, либо объединять на планшетах.

Для оформления экспозиции, помимо художественных элементов (иллюстраций, портретов, плакатов, репродукций картин, фотографий), можно использовать самые разнообразные предметы и аксессуары:

• декоративные элементы (цветы, драпировки, игрушки, вышитые полотенца, хохлома, гжель);

• природный материал (шишки, ракушки, камни, корни, ветки) и поделки из него;

• творческие работы (рисунки, поделки, отзывы, мини-сочинения);

• вещи и предметы, помогающие создать образ человека или эпохи (веер, свечи, бинокль, солдатский котелок, игрушки, макеты, муляжи).

* Чтобы привлечь внимание посетителей к мелким и маловыразительным экспонатам-подлинникам можно прибегнуть к следующим приемам:

- рядом с предметом-подлинником помещают увеличенное изображение, на котором можно рассмотреть детали;

- сосредоточить внимание посетителя на предмете можно, оставив вокруг него большое свободное пространство;

- помещают экспонаты на фоне необычной фактуры или более интенсивного цвета. При этом важно не нарушать общего цветового решения экспозиции.

Использование меморий (подлинные вещи или замещающие их предметы — макеты, модели) обеспечивают глубокое восприятие созданного образа. Вещи на выставке должны быть содержательно и эстетически близки между собой, а также с книгами и иллюстрациями. Иллюстрации и вещи создают образ книги и образы её героев.

Использование раздаточной продукции. На выставке должна быть представлена раздаточная продукция, подготовленная к мероприятию (если выставка сопровождает его) или изданная по теме выставки. Это могут быть закладки, визитки, памятки, информационные листы, буклеты. Буклет должен лежать так, чтобы можно было его взять в руки и развернуть, если закладка издана в ограниченном количестве (или если хотим показать в цветном варианте) крепим её на стеллаж и одной и другой стороной (чёрно-белый вариант выкладываем так, чтобы можно было взять).

Приёмы визуального выделения объектов. Один из способов обратить внимание на книгу или иллюстрацию — развернуть ее обложку под углом в три четверти. Также книга производит лучшее впечатление, когда стоит на держателе-подставке, и посетитель воспринимает её как объёмный предмет. Динамизм при показе достигается, если поместить изображения движущихся объектов (летящего навстречу поезда или бегущих детей), а также с помощью цветовой гаммы, которая подбирается по контрасту. Светлые обложки книг, как и предметов, хорошо воспринимаются на темном фоне и наоборот.

Статьи из изданий или периодической печати представляются двумя путями: поставить книгу в закрытом виде или развернуть книгу на том месте, где начинается нужная статья и к ней прикрепить карточку. На карточке указать библиографическое описание статьи. Статьи из газеты неудобно располагать на выставке, газета мнётся или не виден заголовок. Лучше сделать копию, к которой прикрепить карточку с библиографическим описанием. Выставка не должна выглядеть пустой, но она не должна быть и перегруженной. Это может привести к обратному эффекту, а потому «лучше меньше, да лучше».

Большое значение для читателя имеют ссылки, данные на выставках к разделам фонда или систематического каталога. Содержание ссылки может быть таким: «Литературу по тематике, предложенной на выставке, Вы можете найти также на стеллажах №№ ________ в разделах…(указываются разделы). Обращайтесь также к разделам систематического каталога (также указывают разделы).

Значение правильного оформления книжной выставки велико, особенно для читателей детской / юношеской библиотеки. Необходимо как можно ярче и выразительнее раскрыть содержание издания и его ценность.

Для привлечения внимания пользователя библиотеки к книге недостаточно просто поставить ее на полку, необходима кропотливая работа по отбору и компоновке изданий, оформлению материала, вычленению цитат, изречений и афоризмов. Очень часто наблюдается несоблюдение методики оформления выставки: не составляются библиографические описания к разворотам книг, статей из периодических изданий, изоизданий, отсутствуют цитаты к разделам и информация об их авторах.

Выставка должна привлекать внимание читателей. Соблюдая правила библиотечного дизайна, имея достаточный уровень эстетического восприятия, библиотекарь может создать интересную экспозицию из самых разных материалов (ватман, цветная бумага, картон, ткань, пенопласт, фанера и пр.), правильно подбирая и сочетая цвета (желательно использовать не более трех). Исключение составляют выставки, где пестрота оправдана названием. Например: «Разноцветные страницы», «Веселая мозаика», «Радужное настроение лета» и т. п..

В оформлении следует использовать три основных цвета.

Например: красный, синий, желтый. Яркое летнее сочетание для молодёжной выставки. Мандарин + Оранжевый + Желтый, для летней выставки в современном стиле отлично подойдет такая яркая и сочная палитра.

Аква + Красный + Темно-бежевый. Идеальное сочетание для оформления в стиле ретро. Темный виноград + Сиреневый + Нежные румяна, сочетание подходит для выставки классической литературы в винтажном стиле.

Ржавчина + Медь + Аква. Металлик + Олово + Серебро. Желтый + Серый + Серебро цветовые сочетания будут идеальны для осенних выставок и экспозиций.

Сочетание Золото + Серебро - подойдет для выставки в холодный период года. Шоколадный + Коричневый + Кремовый - лучше всего это сочетание для зимней выставки в строгом классическом стиле.

Пыльно-голубой + Сливовый. Цветовое сочетание будет смотреться выигрышно на выставке, оформленной в весеннюю пору. Так же Зеленый + Лайм + Кремовый. Ранней весной эти цвета будут смотреться очень свежо и красиво. Нежное весеннее настроение создаст эта цветовая гамма Аква + Желтый + Белый.

Нежные румяна + Серебро + Кремовый. Бирюза + Аква + Мята. Сочетание подойдет для раскрытия романтичных тем. Фиолетовый + Темно-синий + Зеленый; Бирюзовый + Оранжевый + Лазурный, так же хороши для летних экспозиций.

Ярко-розовый + Оранжевый + Фиолетовый - Игривое сочетание будет наиболее выигрышно смотреться на детских и молодежных выставках.

Красно-оранжевый + Аква + Желтый, это сочетание в стиле живописной техники альфреско оживит любую детскую экспозицию яркими красками.

Шоколадный + Зеленый + Золотой прекрасное сочетание для оформления выставки на лесную тематику.

Выставки на Городских мероприятиях в летнюю пору будут выгодно смотреться в красивых и сдержанных цветах Темно-синий + Желтый + Серый

Творческую атмосферу поможет отразить эта жизнерадостная и легкая цветовая гамма Мандарин + Лайм + Шоколад.

(подсказки см. https://www.adme.ru/tvorchestvo-dizajn/krutaya-shpargalka-po-sochetaniyu-cvetov/).

Шрифты для заголовка и разделов должны соответствовать содержанию выставки. Например, если экспозиция посвящена истории страны или устному народному творчеству (сказкам, пословицам, былинам, поговоркам, загадкам), то заголовок лучше написать гарнитурой, стилизованной под старославянскую. Если выставка предлагает материал о средневековье, феодалах, рыцарях – можно выбрать готический шрифт. На выставке о войне будет уместен строгий стиль, а на выставках, посвященных поэзии или жанру любовного романа – легкий, вензельный.

Так же, можно использовать наклонное, вертикальное размещение заголовков, цитат, иллюстративного материала; объемную организацию информационной среды – разрезанные смещенные иллюстрации, оживляющие визуальное пространство; объемные носители информации в виде склеенных кубов, шаров, конусов; подвесные цитаты; атрибутивные ряды – дублирование изображений (в разном масштабе или в разных ракурсах); фигурное размещение документов: веером, дугой, уступами, наклонно и др.

Выставки могут располагаться в самых различных местах: в зале, в вестибюле, витринах и окнах, на столах и даже стульях. Чаще всего их оформляют на специальных выставочных стеллажах.

Размеры конструкций разные, поэтому документы надо помещать так, чтобы центр выставки располагался на уровне глаз. Желательно на одну полку не выставлять более шести книг и одного иллюстративного материала.

 

 

 


РЕКЛАМА ВЫСТАВКИ

Как и любая форма деятельности, библиотечная выставка нуждается в рекламно-информационной поддержке – прежде всего, это создание рекламных сообщений и публикаций, причем, к первому предъявляются свои требования: новая информация должна убеждать в полезности выставки, отражать ее специфику, учитывая возрастные особенности аудитории. Рекламное сообщение может быть внутренним (для пользователей библиотеки) и внешним (для потенциальных пользователей – баннеры, СМИ). Наиболее распространенные традиционные формы рекламных сообщений – плакаты-объявления, индивидуальные приглашения.

Афиша или анонс выставки также является рекламным сообщением. Особенность этой формы – заключается в ее образности, краткости, эмоциональном воздействии. Можно рассказать о выставке в индивидуальной беседе одному читателю или сразу нескольким, кратко представить лучшие издания или дать подробный рекомендательный обзор всех документов. Проведение конкурса на самого внимательного читателя, викторины по тебе будет способствовать оживлению читательской активности.

Еще одним средством распространения рекламы библиотечных выставок, ориентированным как на потенциальных, так и активных читателей, является сайт библиотеки или ваши страницы в социальных сетях.

Самая интересная и эффективная, но при этом самая сложная и трудоемкая форма представления книжной выставки – это премьера. Ее можно превратить в праздник для читателей с участием писателей, героев книг, редакторов, издателей, представителей прессы и пр. Следует отличать выставку как форму информационно-просветительной деятельности от презентации.

Презентация (в общем) – представление, предъявление, показ изделий;

презентация – это специальное мероприятие, которое проводится по случаю открытия выставки, создания нового предприятия, объединения, демонстрация новых достижений в культуре, науке, литературе, экономике и пр.

Выставка книг в библиотеке – это информационная основа для работы.

Презентация библиотечной выставки – комплексное мероприятие, так как выставка является информационной основой, на которую «нанизывается» библиографический обзор, устный журнал, встреча с писателем.

Выставочная деятельность многоаспектна; ее смысл и назначение мы видим в следующем:

Во-первых, она является формой рекламно-информационного обеспечения социальных и культурных услуг;

Во-вторых, выставка способствует формированию позитивного имиджа учреждения при условии грамотного использования всех возможностей выставки;

В-третьих, выставка – отличное средство распространения, популяризации знаний.

Презентация библиотечной выставки может включать литературно - музыкальную композицию, отрывки из фильмов, викторины, конкурсы. Таким образом, реклама выставки может перерасти в комплексное массовое мероприятие.

 


ВИДЫ БИБЛИОТЕЧНЫХ ВЫСТАВОК

 

Книжная выставка – традиционная форма массовой работы библиотеки, самая популярная и актуальная, ориентированная с минимальными временными затратами на:

- информирование пользователей о содержании библиотечных фондов;

- информирование пользователей о новых поступлениях;

- пропаганду и рекламу лучших документов, раскрытие их содержания.

Выставки относятся к наглядным формам массовой работы и имеют преимущество в том, что здесь происходит непосредственный контакт читателя с книгой (за исключением электронных форм выставок).

Традиционные и наиболее часто используемые выставки:

• новых поступлений;

• тематические;

• персональные;

• жанровые;

• к знаменательным и памятным датам;

• в помощь учебному процессу.

Цель выставки новых поступлений – познакомить своих пользователей      с      новыми  документами  –  книгами,  газетами,  журналами,

аудио-, видео-, изоматериалами, компакт-дисками, и др. Чаще всего такие выставки универсальны по содержанию. На них представлены книги по разным отраслям знаний. Отсюда особенность организации – порядок расположения документов (желательно) систематический. Например: «Парад новых книг», «Внимание! Новые книги!», «Газетная шумиха»: обзор нашумевших новостей, сенсации, толки и разговоры.

Большой популярностью в библиотеках пользуются тематические выставки - самые распространённые в библиотеках. Это выставки, посвящённые проблеме, теме, отрасли. Они могут быть как многоотраслевыми, так и узкой проблематики. В их основе лежит предполагаемый или изученный интерес читателя к определённой теме.

Их цель – привлечь внимание к конкретному вопросу, проблеме, побудить к чтению книг путем рекомендации лучших из них. Темы необходимо конкретизировать: чем они уже, тем интереснее выглядит экспозиция, понятнее для читателей.

Тематическая выставка раскрывает наиболее ценную литературу определенной проблематики. Главный критерий при выборе заголовка для такой экспозиции – актуальность и значимость заявляемой темы. Если она очень обширна и требует поэтапного раскрытия, в этом случае в библиотеках целесообразно использовать выставочный цикл. Его лучше планировать на год, заранее определив место для стеллажей. Если данные выставки пользуются успехом у читателей, их можно продолжить в следующем году. Например, «Новая литература по экономике», выставки забытых книг; выставки, организованные на основе популярных телепередач.

Циклы книжных выставок позволяют предоставлять необходимую информацию регулярно и систематически. Их темы могут быть самыми разнообразными.

Пример: цикл книжных выставок «Литературный гид», посвящённый юбилеям писателей, а также цикл выставок «Книги-юбиляры»; «Краеведческий календарь» и пр.

Юбилейные выставки. Большой удельный вес среди тематических библиотечных экспозиций занимают выставки, приуроченные к юбилеям известных деятелей или крупных исторических событий. Такие выставки ¾ это отличная возможность привлечь внимание публики к интересной личности, событию, явлению. Разновидностью таких экспозиций выступают выставки-персоналии.

Краеведческие выставки. В большинстве библиотек краеведение является одним из приоритетных направлений работы и поэтому такие выставки тоже очень распространены. Краеведческие выставки очень разнообразны по содержанию, читательскому назначению и т.д.

Они могут быть постоянно действующие универсальные, тематические, новых поступлений, к знаменательным и памятным датам. По возможности литература о крае и местные изданиях также экспонируются в качестве самостоятельных разделов или в контексте общих документов на других выставках.

Краеведческие выставки обычно отличает максимальная полнота при отборе изданий. Здесь более широко, чем в других разновидностях выставок, отражены публикации из периодических изданий или их ксерокопии, копии архивных документов, открытки, значки и другие предметы из личных коллекций.

Монографические выставки. Такие выставки известны как выставки одной книги, серии книг (журнала, статьи). Их задача - привлечь внимание и одновременно расширить интерес к теме, творчеству конкретного автора, публикациям определённого периодического издания. Поэтому в структуру выставки включаются сведения об авторе книги (статьи), других его публикациях, о предыстории создания работы, направлении и традициях, которых придерживается журнал. То есть рекомендательно-библиографическое оснащение на этих выставках - одно из условий выполнения их целевого назначения. Таким выставкам нередко дают броские заголовки,   близкие   к   рекламному   слогану:   «Больше   чем   биография…»

(к юбилею серии книг ЖЗЛ), «Самая нашумевшая книга года» и т. п.

Рекламные выставки направлены на рекламу библиотеки, раскрытие её информационных возможностей, на освоение читателями основ библиотечно-библиографических знаний. Эти выставки отличает разное содержание. Чаще всего это показ изданий, ориентирующих читателей в информационных ресурсах, включая Интернет; листовок и буклетов разных библиотек города, региона. Иногда это показательные экспозиции книг, например, испорченных читателями.

Цель персональной выставки – привлечь внимание читателей к отдельной фигуре, личности, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке – художнике, писателе, композиторе, ученом, политике и т. д. Поэтому здесь обязательно наличие трех разделов:

1. Рассказ о жизни личности.

2. О творчестве, деятельности….

3. Представляет произведения, труды, творчество.

Приветствуется и большее количество разделов. В 4-ом разделе предлагается поместить творческие работы самих читателей, связанные с именем персоналии.

Например: выставка-портрет «Дина Рубина. В мире увлекательных историй» (см. http://gorn-lib.biblioteka-perm.ru/vystavki).

Цель жанровой выставки – привлечь внимание читателей к определенным видам изданий, заинтересовать, побудить к чтению. На такой экспозиции можно представить не только произведения определенного жанра, но и материал о его возникновении и авторах-составителях, интересные и малоизвестные факты из его истории. Например: «Детектив идёт по следу» (см. https://mubiblioteka.ru/news/id1091); «Любовь как настроение, любовь как наваждение» о т.н. дамской прозе (см. https://arhlib.ru/2017/02/vyistavka-damskogo-romana/) и др.

Выставки к знаменательным и памятным датам оформляются с целью предоставить информацию о каком-то событии, празднике, его истории и традициях, дать советы и рекомендации по его проведению. К Новому году – «Новогодние узоры», «Новогодняя мозаика», «Новогодний калейдоскоп»; ко Дню защитника Отечества; к празднику 8 марта; ко Дню Победы – «В огнях победного салюта», «Война, какой она была» и др.

 

 


НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВЫСТАВКИ

В последнее время получили большое распространение так называемые «нетрадиционные выставки», которые не только привлекают внимание к представленным изданиям, но и активизируют познавательную деятельность читателей, вызывают всплеск эмоций. Основными составляющими организации таких выставок является творческое начало и фантазия библиотекарей. Нетрадиционные выставки – это возможность выйти за рамки стандарта, воплотить в жизнь свой оригинальный, не похожий на другие проект, использовать игровую природу визуальной культуры.

Главным в нетрадиционных выставках оказывается не только сама по себе книга (и цель выставки не только информация), а ее подтекст. Смысловой доминантой организации подобных выставок является создание целостного образа.

На эти выставки библиотекари, помимо книг, периодики, помещают всевозможный иллюстративный материал, аксессуары, содержательно связанные с проблематикой и дополняющие ее в качестве фона. Используются различные шрифты, натуральные предметы, макеты, модели, муляжи, бутафория.

Аксессуары можно подразделить на:

– знаковые: цитаты, аннотации, текстовые рубрики, заголовки разделов;

– художественные: картины и репродукции картин, коллажи, иллюстрации, фотографии, плакаты;

– предметные: предметы и вещи, помогающие создать образ человека или эпохи (веер, бинокль, свеча, солдатский котелок, воздушный шарик, игрушки, макеты, муляжи и др.);

– декоративные: цветы, драпировки, вышитые полотенца, природный материал (шишки, ракушки, камни, причудливые корни, ветки) и поделки из него;

– конструкционные: различные средства оргтехники, канцелярские принадлежности: подставки из дерева, металла, папки, коробки, зажимы, прищепки, закладки и т. п.

В процессе работы над нетрадиционными книжными выставками (далее - НКВ) значительно расширилась их типология. Появились выставки-вопросы, - кроссворды, - словари, - советы, - демонстрации, - факты, - дискуссии, - предостережения и др.

1. Выставка-вопрос: Чтобы подготовить эту выставку, необходимо провести предварительную работу по сбору занимательных вопросов, их систематизации по темам. Затем подобрать книги, периодику, в которых даны объяснения, ответы на эти вопросы. На выставке нужно поместить текст вопроса, а рядом – книги, отвечающие на этот вопрос (например, «Что оставим потомкам?» - книги по экологии; «Читатель спрашивает, книга отвечает» - (разные вопросы).

2. Выставка-полемика (выставка-спор) (читальный зал): Цель – помочь читателю в формировании мировоззрения, донести до него интересный, дискуссионный материал. Рассчитана на широкие круги читателей, прежде всего, на молодежь. Из последних книг, журналов, газет нужно выбрать наиболее интересный полемичный материал. Этот материал – в центр выставки, под заголовком, а вокруг нее по обе стороны дать рецензии из периодики по различным точкам зрения на данное произведение или тему. Активное использование цитат из представленной на выставке литературы, предложение читателям высказать свою точку зрения (с помощью карандаша и бумаги). Название выставки может содержать в себе вопрос или сомнение, например: «Дети Арбата» - художественный вымысел или «объективный взгляд»? «Человек и природа: союзники или враги?» (экология).

3. Выставка-кроссворд: носит досугово-просветительский характер. Предназначена, в основном, для детей, молодежи, хотя может привлечь и взрослых. Нужно составить кроссворд, оформить его на листе бумаги и поместить на выставке. Здесь же – словари, энциклопедии, справочники, в которых содержаться ответы на вопросы кроссворда. Для удобства читателей можно сделать ксерокопии мини-кроссворда. Первому читателю, отгадавшему кроссворд, можно торжественно вручить сувенир. Очень важно, как, в каком виде оформить выставку. Многое зависит от общей интеллектуальной, эмоциональной культуры библиотекаря, его мироощущения и даже настроения. И тогда, рядом с книгами, журналами встанут предметы, символизирующие тему.

4. Выставка-икебана: На этой выставке обязательно нужны живые и засушенные цветы, оформленные в композицию, а также книги, статьи по цветоводству, стихи и отрывки из художественных произведений, посвященных цветам. Можно дополнить репродукциями натюрмортов или картинами. Названия выставок: «Цветы – наши нежные друзья»; «Цветы нам нежно улыбались»; «Мир цветов, прекрасный и таинственный»; «Есть в травах и цветах целительная сила».

5. Выставка-посвящение  березе – «Березка, береза, березонька» - (ветки березы, литература о ней, стихи). Все эти выставки оформлены с элементами фитодизайна.

6. Выставка-поиск. Чтобы школьники, завтрашние студенты, были с каталогами и картотеками библиотеки на «ты», можно разработать выставку-поиск, например: «История Республики Беларусь в лицах», выставить на обозрение лишь часть литературы, которая есть в библиотеке, пригласить школьников, разбить их на 2 команды и дать задание: за 45 минут с помощью каталогов и картотек найти всю недостающую литературу и разместить ее на витрине выставки.

7. Выставка-викторина. Если вы ставите целью знакомство юных читателей со словарями, справочными и энциклопедичными изданиями, то тогда можно оформить выставку-викторину: «Где найти ответ?». Например, картина Джорджоне и опера Серова посвящены одной женщине. Кому именно? Что такое эскалоп? и др. вопросы. Таким образом, выставка-викторина предполагает наличие вопросов викторины и экспозицию литературы, с помощью которой читателю предлагается ответить на вопросы этой викторины. Лучше, если викторина будет посвящена одной теме, и заголовок выставки будет в форме вопроса «Кто есть кто?», «Где эта улица, где этот дом?» и т.д. Вопросы должны быть разной степени сложности. Очень важно учитывать, на какую категорию читателей рассчитана выставка. Выставка должна иметь текстовое обращение к читателю с приглашением принять участие в викторине. Можно использовать выставку-викторину для рекламы библиотечных услуг:

а) указать, что литературу по теме выставки можно получить на дом (где и на каких условиях);

б) дать заявки на проведение следующей выставки-викторины.

Постоянно поощряйте интерес к выставке, упоминайте о ней в разговорах с читателями, определите приз первому посетителю. Не будьте слишком серьезны, ведь это зона отдыха.

8. Озвученные книжные выставки.

а) Текст обзора, беседы у книжной выставки, записывается на аудионоситель, желающие могут потом прослушать ее с помощью наушников, или для группы читателей.

б) Проводится обзор представленной литературы на радио, телевидении.

в) Читателям предлагаются аудио-, видеоматериалы, имеющиеся в библиотеке по данной теме.

9. «Говорящие выставки». Не путать с озвученными выставками! Это выставки-обзоры, где музы всех искусств представлены в единстве. Например, разговор о поэзии продолжают живопись, музыка.

Проходят они в рамках одной темы: «Мировая художественная культура». Названия выставок:

1)«Байрон и западно-европейская культура романтической эпохи»;

2)«Тургенев и современное ему искусство»;

3)Французская культура I половины XIX века»;

Выставка о Байроне. Поэт Байрон – это английская литература и искусство. В это время жили английские художники: Лоуренс, Тернер, которые обращались к поэзии Байрона, а т.к. Байрон – романтик, то на выставке собрано все о романтизме. Здесь Ф. Гойя, испанский романтик (картины «Гигант», «Портрет Изабели Кавос де Порсель» и др.) созвучны творчеству Байрона. Французская живопись – Эжен Делакруа – был влюблен в творчество Байрона, писал картины на его сюжеты. Вот композиторы, которые создавали произведения на творчество Байрона – Берлиоз (симфония: «Гарольд в Италии») и Шуман (увертюра к поэме «Манфред»).

Выставка состоит из 4 разделов на 4-х столах: На 1-ом – произведения Байрона. На 2-ом картины художников, книги о них или ими написанные. На 3-ем столе – литература по романтизму (монографии). На 4-ом – музыкальный раздел (творчество Шумана, Берлиоза и др.).

10. Выставка-витрина. Эта выставка состоит из 2-х частей. В одной из них демонстрируются предметные аксессуары, а в другой – книжные материалы. Например, выставка «Зеленая аптека» демонстрирует лекарственные растения и книги о них. То же самое выставка «Природные врачеватели», или «Лекарственные растения сада».

11. Выставка-совет. Она представляет книги, отвечающие на вопросы читателей («Домашнему мастеру», «Как заготовить продукты впрок», «Учиться шить» и т.п.). Пример выставки-совета: «Баня парит – здоровье дарит». Кроме очень броских заголовков, традиционных книг и статей, советов как париться, какой веник выбрать и т.п., тут же выставку украшает джентльменский набор парильщика: дубовые и березовые веники, напитки, утоляющие жажду знатоков бани.

12. Выставка-демонстрация. Нетрадиционная выставка: «Вечерком за чайком» - все возможные самовары. Разговор о всевозможных сортах чая, способах заварки, о чае успокаивающем, бодрящем, лечебном заговорном и т.д.

13. Выставка-коллаж. Главное назначение ее – привлечь внимание читателей. Она скорее носит рекламно-информационный характер. Тема обычно берется широко, например, «Я – молодой», в рамках коллажа группируются отдельные подтемы (мода, увлечение музыкой и т.п.). Нет четкой структуры с разделами. Широко привлекается иллюстративный материал: вырезки из газет и журналов, цитаты и заголовки. Выставка должна быть ярко и со вкусом оформлена. Внутри тематических групп или рядом с выставкой может быть информация, объявление, ссылки на литературу, анонсы, информация о новых изданиях, поступивших в библиотеку.

14. Выставка-вернисаж. Она предполагает демонстрацию картин или репродукций. Вернисаж сопровождается экспозицией литературы о художниках-авторах, творчестве местных художников, о данном направлении в искусстве. Выставка может быть персональной или представлять школу художников, тему в изобразительном искусстве, предполагает использование цитат, антуража (краски, кисти, холсты).

15. Выставка-открытие. Какой-то новый материал, тема под новым углом, какие-то исследования и открытия – вот что в основе этой выставки. Пример: «Свет малой родины» (история нашего города, библиотеки, новые факты и данные, новые материалы).

16. Выставка-вдохновение. «Подари себе красоту» - полезные советы о красоте и здоровье, о красивых женщинах, об уходе за лицом, стихи, посвященные женской красоте.

17. Выставка-ситуация. Читателям предлагается самим поставить книги на выставки: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров», «Эту книгу я возьму с собой в космическое путешествие», «Эту книгу я возьму с собой в поход» и т. д.

18. Выставка-тест для читателей подросткового возраста и старшеклассников предполагает наличие тестов и литературы, где можно найти какие-либо советы и рекомендации по полученным результатам тестирования.

19. Выставка одного портрета. На выставке обязательно наличие портрета или репродукции и литературы об этом человеке. Например: «Но красоту ее Боровиковский спас...» (о М. И. Лопухиной).

20. Выставка-диспут. Предполагается диспут между читателями-подростками с целью раскрытия проблем их социального развития, оказания помощи в их духовном становлении. Желательна тетрадь откликов: «Ровесник, ответь ровеснику».

21. Выставка – бенефис читателя. Например, «Лучший читатель года». Цель такой выставки – привлечение внимания к книгам через близкие интересы. Обязательные элементы: формуляр читателя, фотография, анализ чтения (посещения, любимые авторы, жанры, количество прочитанных книг по различным отраслям знания).

22. Выставка-гербарий предполагает наличие собственно гербария и книг, периодических изданий об этих растениях. Например, «Лекарственные растения Несвижского района».

23. Выставка-хобби. Рядом с рекомендуемыми книгами экспонируются предметы, изготовленные по советам, рецептам, чертежам, выкройкам из этих книг, а также и предметы труда, при помощи которых изготовлены эти изделия. Например, «Макраме – это просто», «Наши руки не для скуки» и др.

24. Выставка-сказка готовится вместе с читателями – младшими школьниками. Дети иллюстрируют сюжет сказки, лепят из пластилина сказочных героев, строят сказочный город. Всё это вместе с текстом сказки оформляется в единый композиционный ряд выставки.

25. Авторская выставка. Новая форма выставочной работы. «Авторская выставка» - выражает творческую индивидуальность конкретного библиотекаря. При этом, не меняя основную цель выставки, - (популяризация книжного фонда) – авторский вариант гармонично активизирует общекультурные и профессиональные знания библиотекаря.

«Авторская выставка» - это взгляд библиотекаря на мир, выражение его мировоззрения, интеллекта, жизненного опыта. В конечном счете – это способ соединения библиотекаря и читателя, пробуждающий взаимный интерес, а значит, и интерес к литературе.

«Авторская выставка» - это всегда ответственность тех, кто причастен к ее созданию. Ведь специально предпосланное к выставке обращение ее составителя, квалифицированный паспорт специалистов, участвовавших в подготовке, - на виду у читателей. Именно обращение – важная составляющая часть выставки. Этот прием работает на имидж библиотекаря, помогает продемонстрировать сугубо личностный подход к своему творению. Обращение – и отправная точка выставки, и ее квинтэссенция. Диапазон авторской выставки практически не ограничен. Пример авторской выставки – «Весны чарующая сила», «Золотая симфония осени», на которых представлена литература не только об этих временах года, стихи, песни, поговорки, загадки, народные приметы, но и о художниках, репродукции их картин, композиторах и их произведениях, посвященных весне, осени. Можно использовать фитодизайн (композиции из веток вербы или букеты весенних, осенних цветов, листьев, различные поделки из природных материалов). Авторская выставка потому и называется «авторской», что здесь дается полная свобода библиотекарю, который занимается её оформлением. Такая выставка, несомненно, привлечет внимание читателей, создаст у них определенное настроение.

26. Выставка-адвайзер (выставка-консультация). В переводе с английского – adviser – советник, консультант. Пример выставки-адвайзер: «Что читать современной молодежи?», «Как выбрать профессию?» (по профориентации) и др. На такого рода выставках обязательно должен быть представлен методический материал: консультации, рекомендации, памятки по теме выставки. Обзор этой выставки перед аудиторией тоже проводится в форме консультации.

Другие виды выставок:

• выставка-ребус,

• выставка одной книги,

• выставка-игра,

• выставка-диалог,

• выставка-рекомендация,

• выставка-совет,

• выставка-чайнворд,

• выставка-словарь,

• живая выставка,

• выставка-знакомство,

• выставка-презентация (реклама, премьера),

• выставка-откровение,

• выставка, подготовленная читателем,

• выставка-настроение,

• выставка одного автора,

• выставка-поиск,

• выставка – исследование читательских предпочтений,

• выставка-досье,

• выставка-экспозиция,

• выставка-конфликт,

• выставка книжных иллюстраций,

• выставка-почта,

• выставка-календарь,

• выставка-осуждение, или антивыставка,

• выставка-дневник,

• выставка «Литературный герой».

Развёрнутые игровые книжные выставки (демонстрация)

Настольные книжные сюжет-выставки (демонстрация)

Презентационные выставки (демонстрация)

Внутриполочные выставки.

Они невелики по объему (5 – 6 названий книг) и по продолжительности (7 – 10 дней). Помогают раскрывать фонд, его отделы. На пустых полках кн. фонда абонемента расставляются книги из раздела, где находится кн. полка. Экспонируются как новые издания, так и незаслуженно забытые книги.


ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

С выходом библиотеки в информационное пространство, наряду с книжными выставками в наше время получили широкое распространение электронные (виртуальные) книжные выставки.

Электронная выставка является синтезом традиционного (книжного) и новейшего (электронного) способов предоставления информации. Её можно разместить на сайте, и сейчас это направление библиотечной деятельности очень актуально и востребовано.

Существует несколько определений “виртуальной книжной выставки”:

-“анимация с изображением картин, книг, других ресурсов, пресс-релизы, сведения о работах и авторах”

-“3D-анимационное путешествие с подробной информацией об авторах, художниках, списках литературы, дополнительная информация с других Интернет-сайтов”.

Виртуальная выставка — публичная демонстрация в сети Интернет с помощью интернет-средств и инструментов виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования.

Цель виртуальной выставки – публичное Интернет — представление различных видов документов. Такая выставка мобильна, компактна, содержательна и является актуальным проводником в обширном потоке информации. Каждая выставка выполнена с помощью оригинального мультимедийного дизайна, имитирующего пребывание на выставке, облегчающего навигацию и восприятие информации.

Существенным достоинством виртуальных выставок является то, что виртуальные экспозиции доступны 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Какие задачи решает виртуальная выставка в библиотеке?

Создавая виртуальные выставки, библиотекари решают сразу несколько задач:

- осваивают новый вид работы, применив цифровые технологии к выставочной работе библиотеки;

- сохраняют экспозицию на более длительный срок, чем это предусматривает традиционная выставка;

- поддерживают сохранность библиотечного фонда, представив материал в электронном виде;

- дают возможность удаленному пользователю воспользоваться информационными ресурсами библиотеки.

Виды и формы виртуальных выставок книг:

-Выставки одной книги

-Выставки коллекции книг

-Презентация обложек и кратких аннотаций к книгам с музыкальным сопровождением

-Видеообзор с рекомендациями библиотекаря

-Коллекция буктрейлеров

-Коллекция аудиозаписей

-Выставка книг в виде интерактивного плаката

-Выставка книг в виде карты ума

-Выставка книг какого-либо автора в виде ленты времени

-Выставка книг в виде 3D-книги.

Каков алгоритм подготовки и организации электронных книжных выставок?

Задумывая создать виртуальную выставку, нужно быть готовыми к долгой, кропотливой, но интересной работе. На материале любой выставки можно разработать её электронный вариант. Таким образом, выставка приобретёт форму компьютерной презентации.

Создание электронных библиографических ресурсов обязательно опирается на традиционную методику и включает новые возможности электронной компьютерной среды (текстовый процессор Word, система подготовки презентаций PowerPoint, язык разметки интернет-страниц HTML и др.). В виртуальной книжной выставке, как и в традиционной, используются разделы, цитаты, присутствует оформление (сюда относятся обложки и раскрытые книги, эстетика размещения, цветовая гамма и т.д.). Возможно применение дополнительных элементов, присущих традиционной книжной выставке (это, например, фактографическая справка об авторе или предмете, список дополнительной литературы) и отличающих виртуальную книжную выставку (гипертекстовые ссылки на полные тексты или фрагменты документов, мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие с пользователем и т.д.).

Обязательным при организации виртуальных книжных выставок является чёткое следование стандартам представления традиционных книжных выставок:

– художественное представление книги (изображение обложки, раскрытой книги, в том числе с возможностью интерактивного перелистывания страниц, возможность прочитать фрагмент текста и т.д.);

– библиографическое описание книги;

– аннотация представляемой книги (то, какую аннотацию – рекомендательную или справочную – использовать, зависит от целевого и читательского назначения, указанного в предисловии).

Разработка модели электронной книжной выставки:

- выберите тему вашей электронной выставки;

- проанализируйте, какой материал будет вам необходим для организации выставки;

- подберите необходимые вам книги и иллюстрации;

- составьте схему выставки.

Техническая подготовка проекта:

- проведите сканирование иллюстраций, подготовьте текстовые материалы;

- создайте на диске отдельную папку, в которой будут храниться ваши предварительные материалы.

Оформление виртуальной выставки. На что следует обратить внимание.

При работе над выставкой, большое внимание уделяется дизайнерским решениям: с помощью цвета, графики, анимации появляется возможность создать настроение, привлечь внимание, подчеркнуть и выделить важные моменты. Использование анимационных заставок помогает электронную (виртуальную) выставку сделать живой и динамичной. Применение флэш-технологии даёт возможность использовать аудио- и видео-форматы (то есть звуковые файлы и видеоролики), сделать выставку мультимедийной и интерактивной.

Интерактивный режим – диалоговый режим, при котором человек и компьютер обмениваются данными. Познакомившись с предложенной информацией, пользователь имеет возможность: высказать своё мнение, добавить свой материал, поучаствовать в обсуждении в режиме «онлайн», т.е. создать обратную связь.

И, конечно же, представленный материал должен быть качественным. Первый слайд обычно содержит информацию, касающуюся виртуальной выставки в целом. Все последующие слайды – отдельные экспонаты выставки. Зрительный ряд виртуальной выставки представляют иллюстративным материалом. Сам текст, сопровождающий и раскрывающий зрительный ряд, должен состоять из цитат, аннотаций, биографических справок. Рекомендуется размещать подсказки и справочные сообщения в верхней части экрана.

При использовании анимации учитываются два варианта режима показа: в автоматическом режиме, без специального сопровождения и демонстрация регулируемая пользователем. Целесообразно использовать анимационные эффекты применительно к тексту целиком или его фрагментам. Появление текста по принципу пишущей машинки замедляет время просмотра, а большой текст утомляет зрение. При использовании традиционных рисунков и фотографий важно правильно выбрать масштаб изображения и удачно использовать цветовую палитру. При этом если графическое изображение представляется на экране вместе с текстом, то рекомендуется оставлять 1/2 экрана пустым: размер деталей должен соответствовать разрешающей способности экрана и остроте человеческого зрения.

Обязательные условия для обеспечения зрительного комфорта пользователей при работе с информацией в электронном виде:

- контрастность изображения относительно фона необходимо выбирать с учетом размеров объекта: чем меньше его размер, тем выше должна быть контрастность;

- яркость объекта должна быть в разумных пределах. Электронное

представление информации предполагает аккуратное обращение с цветовой гаммой.

При выборе цвета специалисты рекомендуют руководствоваться следующими принципами:

- красный и синий цвета более всего привлекают внимание, однако синий цвет малопригоден для окраски мелких графических объектов, требующих максимальной четкости изображения. Для этих целей используются цвета желто-зеленый, желтый и оранжевый, а синий цвет применяют для акцентирующей подложки под выделяемые графические элементы;

- темно-фиолетовый, темно-зеленый, лимонно-желтый, желто-зеленый и бледно-розовый оттенки и сочетания вызывают негативные реакции, и ими следует пользоваться осторожно;

- наибольшую чувствительность глаз имеет к излучению желто и зеленого цвета, наименьшую – к фиолетовому и красному;

- размер символа должен быть согласован с остротой зрения человека; он также влияет на скорость и правильность восприятия информации;

- поскольку пространство виртуальной выставки ограничивается размером монитора, не стоит перегружать ее спецэффектами и цветовым разнообразием – внимание пользователя не должно рассеиваться на отвлекающие моменты. Исключение составляют выставки для детей, которых привлекают красочность, эффекты анимации. Но всё же нужно помнить, что обилие анимации, фото, картинок увеличивает время загрузки странички.

Существует достаточно большое число разнообразных графических редакторов. Часть из них является прикладными программами в составе Windows (Paint), компонентом текстового редактора Word (WbrdArt) или специальными программами для создания и обработки изображений (Microsoft Picture-It, Paint Shop Pro, PictureMan, CorelDRAW и пр.).

Предлагаем небольшой аннотированный список специальных программ, позволяющих работать с графическими файлами.

1. Paint Shop Pro 7.0 – программа предоставляет возможность создания графических файлов с использованием всевозможных инструментов: кистей, мелков, карандашей, перьев, маркеров, пульверизаторов... Для каждого инструмента существует возможность установки параметра: толщина линии, степень прозрачности и т. п. Kроме того, программа обеспечивает работу с фотографиями: редактор фотоизображений позволяет превратить фотографию в гравюру, набросок карандашом, мозаику, тиснение и пр. В программе можно создавать анимации, воспроизводить файлы в виде «виртуального альбома» или галереи. Интерфейс программы на английском языке.

2. PhotoImpact 7 – программа предоставляет возможность работы с фотографиями, создания Web-страниц и графических файлов. Для работы с векторной графикой существует набор инструментов и библиотека образов. Язык интерфейса – английский.

3. CorelDRAW – программный комплекс. В комплект поставки CorelDRAW входит библиотека образов (свыше 40 000 картинок, 1000 фотографий, 1000 шрифтов и 450 специальных шаблонов). Основными графическими инструментами служат обычные геометрические фигуры и линии. При помощи этого редактора можно создать заголовки, логотипы и красивые рекламные тексты. Программа поддерживает не только стандартную заливку объекта, но и заливку с перетеканиями цвета, сложной узорчатой текстурой. Язык интерфейса программы: в версии CorelDRAW 8 – русский, CorelDRAW 10 – английский.

4. PictureMan Painter 2.0 – Программа предлагает три уровня сложности: от новичка до профессионала. Содержит набор инструментов в зависимости от уровня сложности, фильтры и спецэффекты. Позволяет работать с готовыми изображениями. Однако неустойчиво работает с большим объемом данных. Язык интерфейса – русский.

5. «Веселая каллиграфия» – программа является электронным учебником рисования для малышей, однако может использоваться и как графический редактор для оформления в детских библиотеках. Большие возможности работы со шрифтами: для оформления букв предусмотрены различные орнаменты, заполнения, аппликативные формы.

 

 


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

https://ru.calameo.com/read/0041918771ea70ab999fb

https://ru.calameo.com/books/004582008b985aacd3e42

http://libpost.of.by/bibliotekaryu/v-pomoshh-v-rabote/knizhnaya-vystavka/virtualnaya-vystavka/

https://www.adme.ru/tvorchestvo-dizajn/krutaya-shpargalka-po-sochetaniyu-cvetov/

http://gorn-lib.biblioteka-perm.ru/vystavki

https://mubiblioteka.ru/news/id1091

https://arhlib.ru/2017/02/vyistavka-damskogo-romana/

 


ПОСЛЕСЛОВИЕ

Современная выставочная деятельность развивается как важнейшая часть программы по созданию положительного имиджа библиотеки, выставки являются частью внутри библиотечного пространства, частью интерьера, зоной отдыха и центром общения.

Сочетание разнообразных форм и методов работы, компьютерные технологии, высокие технические возможности, позволяют традиционную выставочную деятельность наполнить новым содержанием, но главным её элементом по-прежнему продолжает оставаться книга, а главной целью – пропаганда книги и чтения.

Для творчески работающего библиотекаря всё в книге может стать поводом для интересной выставки. Покрутите книгу как Кубик Рубика, откройте её разные грани. Чтобы освежить своё и читательское восприятие. Подчас бывает очень полезен такой неожиданный взгляд на книгу.

Только тогда, когда присутствует личностное начало, выставка будет иметь успех. И, даже самая маленькая, станет праздником для посетителей библиотеки и для вас самих, принесет удовлетворение от проделанной работы.

Помните, какую бы Вы не выбрали форму для вашей выставки Традиционную или нетрадиционную Вы обращаетесь к своим читателям, чтобы рассказать о книге, донести информацию о ее существовании, об ее полезности и необходимости.

Оформляя несколько выставок на малом пространстве, не забудьте, что даже в пестроте лоскутного одеяла есть определённый порядок и ритм. Лучше сделать одну большую выставку, но со многими подразделами, оформленными в одном стиле, чем несколько разнокалиберных и разномастных.

Библиотечные инновации не обязательно должны представлять собой только нечто абсолютно новое. То есть, оценивая существующий опыт, нужно отмечать для себя самое лучшее, ценное и применять на практике. Хочется, чтобы ушли в прошлое выставки заурядные, безликие, серые. В настоящее время есть масса возможностей показать книгу достойно.

Современная выставка – это новый взгляд на известное и оригинальная идея нетривиальный способ ее воплощения и как следствие – наличие интерактивного зрителя - читателя.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выставочная деятельность библиотеки: методический материал [Электронный ресурс] / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия; [авт. - сост. Л. В. Чечулина]. – Петрозаводск: ДЮБ РК, 2011. – 22 с. – Режим доступа: http://metod.library.karelia.ru/files/40.pdf

2. Захарова, Н.Б. Традиции и инновации в информационном обслуживании: выставочная деятельность библиотек [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XLIX-L междунар. науч.-практ. конф. № 5-6(46). – Новосибирск: СибАК, 2015. Режим доступа: https://sibac.info/conf/social/xlix/42470

3. Збаровская, Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек [Текст] / Н.В. Збаровская. – Москва: Профессия, 2004. – 224 с. Режим доступа: http://lib.1sep.ru/article.php?ID=200601307

4. Инновационные формы выставочной деятельности общедоступных библиотек [Электронный ресурс]: консультация-обзор / КГБНУК «Дальневосточная государственная научная библиотека»; сост. Е. Н. Бойняшкина. – Хабаровск, 2014. – 21 с. – Режим доступа: http://www.fessl.ru/docs-downloads/NMO/NMO_mk_3.pdf

5. Интересные формы выставочной деятельности библиотеки [Электронный ресурс]: консультация. – Режим доступа: https://novichokprosto biblioblog.blogspot.com/2012/07/blog-post_07.html (15.03.2019).

6. Кайгородова, Л. Концептуальная библиотечная выставка в дискурсе культуры / Л. Кайгородова // ВЕСТНИК Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2006. - Выпуск1 (9). - С.98-108. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnaya-bibliotechnaya-vystavka-v-diskurse-kultury. (17.03.2019).

7. Кузнецова, Е.Б. Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах [Текст] / Е. Б. Кузнецова. - Москва: Чистые пруды, 2006. - 30 с.; 21 см. - (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Библиотека в школе"; вып. 4 (10)).

8. Матлина, С. Г. Книжные выставки - обычные и необычные [Текст] / С. Г. Матлина. - Москва: Чистые пруды, 2008. - 27 с.; 21 см. - (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе»; вып. 19).

9. Методические рекомендации по оформлению выставки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0 (16.03.2019).

10.Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек [Текст] / Г.К. Олзоева. – Москва: Либерея, 2006. – 120 с.

11.Рябенко, В. Книжная выставка как одна из разновидностей массовой работы в библиотеке: история и современное развитие [Электронный ресурс] / В. Рябенко. – Режим доступа: https://magref.ru/knizhnaya-vyistavka-kak-forma-massovoy-rabotyi/4/ (16.03.2019).

12.Савкина, С.В. Электронная книжная выставка как библиографический продукт [Текст] / С.В. Савкина // Библиосфера. – 2011. - №2. – С. 97-100. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/elektronnaya-knizhnaya-vystavka-kak-bibliograficheskiy-produkt. (26.03.2019)

13.Справочник библиотекаря [Текст] / под ред. А.Н. Ванеева. – СПб.: Профессия, 2004. – С. 167-172.

14.Таращенко, А.А. Эффективная выставка [Текст]: (методическое пособие) / А.А. Таращенко. – Томск: Том. обл. универс. науч.б-ки им. А.С. Пушкина. – 2013. – 115 с. – (Библиотечная сер.: «На стол практику»; вып. 2). - Режим доступа: http://libed.ru/metodihceskie-posobie/316183-1-tomskaya-oblastnaya-universalnaya-nauchnaya-biblioteka-imeni-aleksandra-sergeevicha-pushkina-aleksandra-taraschenko-e.php

15.Татаринова, Е.А. О классификации книжных библиотечных выставок (на примере выставочной работы РГБ) [Электронный ресурс] / Е. А. Татаринова // Румянцевские чтения: материалы междунар. науч. конф., 2006 г. – Москва: Пашков дом, 2006. - С. 257-259.

 


Паспорт книжной выставки

  1. Название выставки.
  2. Форма.
  3. Срок действия.
  4. Цель.
  5. Категория читателей.
  6. Место оформления.
  7. Названия разделов.
  8. Ответственный.
  9. Количество экспонируемых изданий.
  10. Количество выданных изданий.
  11. Количество посещений.
  12. Список экспонируемых документов.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие

Наглядные формы в системе библиотечного обслуживания

Библиотечная выставка. Технология выставочной деятельности

Требования к выставочной работе

Этапы разработки и оформления книжной выставки

Реклама выставки

Виды библиотечных выставок

Нетрадиционные выставки

Виртуальные выставки

Полезные ссылки

Послесловие

Список литературы

Паспорт книжной выставки