РБ, Минская обл., г. Несвиж, ул. Белорусская, д. 5
тел./ факс: (8 01770) 5 19 79, e-mail: biblio@nesvizh-kultura.by

РБ, Мінская вобл., г.Нясвіж, вул.Беларуская, д.5
тэл./факс:(801770) 5 19 79

Работа с несовершеннолетними на различных видах учёта

 

 

[1] Основной нормативный правовой акт – Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[2] Во-первых, в данном Законе определены органы, учреждения
и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних. Согласно ст. 4 Закона это:

комиссии по делам несовершеннолетних;

органы опеки и попечительства;

органы управления образованием;

органы управления здравоохранением;

органы по труду, занятости и социальной защите;

органы внутренних дел;

иные органы, учреждения и организации в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства.

[3] Согласно  ст. 24 в пределах своей компетенции иные органы:

участвуют в организации досуга и временной трудовой занятости несовершеннолетних;

привлекают несовершеннолетних к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, способствуют их приобщению
к здоровому образу жизни, ценностям отечественной и мировой культуры;

взаимодействуют с органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

оказывают содействие социально-педагогическим учреждениям, специальным учебно-воспитательным учреждениям, специальным лечебно-воспитательным учреждениям, инспекциям по делам несовершеннолетних и приемникам-распределителям для несовершеннолетних в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В данном Законе также содержатся основные термины, используемые нами при выстраивании системы организации досуговой занятости несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета:

[4] несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, (ст.1) – лицо в возрасте до восемнадцати лет, находящееся
в обстановке, при которой не удовлетворяются его основные жизненные потребности; которое вследствие беспризорности или безнадзорности совершает правонарушения; родители, опекуны или попечители которого ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие
на указанное лицо, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще исполняют обязанности по воспитанию и содержанию указанного лица, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья

[5] семья, находящаяся в социально опасном положении, (ст. 1) – семья, несовершеннолетние члены которой находятся в социально опасном положении

[6] индивидуальная профилактическая работа (ст. 1) – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних
и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психолого-педагогической реабилитации или предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений;

[7] Ст. 5 Закона определены категории несовершеннолетних,
в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа:

безнадзорные; беспризорные; занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством; содержащиеся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, социально-педагогических учреждениях;

[8] потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;

привлеченные к административной ответственности; совершившие деяния, содержащие признаки административных правонарушений, но не достигших ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность; в отношении которых приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу;

подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

освобожденные от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, освобожденные от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств, на основании актов амнистии или помилования;

[9] освобожденные от уголовной ответственности с передачей их под наблюдение родителей, опекунов или попечителей;

осужденные с отсрочкой исполнения наказания, с условным неприменением наказания, без назначения наказания, условно-досрочно освобожденных от наказания; осужденные с применением принудительных мер воспитательного характера; осужденные с назначением наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы; освобожденные из воспитательных колоний; содержащиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях; вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений.

Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних.

ИПР проводится разными субъектами профилактики в конкретные сроки. ИПР начинает проводится со дня получения учреждением образования (школа, ССУЗ) основания – т.е. документа:

заявления несовершеннолетнего или родителя;

приговора, решения, постановления суда;

постановления КДН, постановления органа внутренних дел.

Затем проводится этап изучения «картины», диагностика, по итогам которого формируется программа профилактической работы с несовершеннолетним: мероприятия при участии всех субъектов профилактики +  в дальнейшем, с промежуточным и итоговым анализом результатов.

[10] Ст.11 Закона. Контроль и надзор за деятельностью органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностью подведомственных органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в порядке, установленном законодательством.

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства
о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должностными лицами и гражданами осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции.

[11] Обращаем внимание: исключить из обихода абревиатуру  несовершеннолетний ИДН. В настоящее время – несовершеннолетний,
с которым проводится ИПР.

Правописание – социально опасное положение (без дефиса).

[12] Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З
«Об основах деятельности по профилактике правонарушений»

В Законе определено понятие общей и индивидуальной профилактики правонарушений.

[13] В сфере культуры применима
общая профилактика правонарушений – деятельность субъектов профилактики правонарушений по выявлению причин правонарушений
и условий, способствующих их совершению, и принятию мер по их устранению, воздействию на социальные процессы и явления в целях недопущения противоправного поведения граждан, осуществляемая
в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.

[14] Согласно ст. 10 Закона мерами общей профилактики правонарушений являются:

разработка и утверждение региональных комплексных планов по профилактике правонарушений и проведение профилактических мероприятий;

правовое просвещение граждан;  

внесение представлений, вынесение предписаний;

иные меры, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

В рамках нашей компетенции:

[15] правовое просвещение граждан (ст. 20) – формирование
и повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан, осуществляемые субъектами профилактики правонарушений в пределах своей компетенции.

[16] Правовое просвещение граждан осуществляется путем:

проведения конференций, круглых столов, семинаров, лекций
и выступлений по вопросам профилактики правонарушений;

размещения в общественных местах, зданиях (помещениях) организаций, государственных средствах массовой информации, в том числе распространяемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, на официальных сайтах субъектов профилактики правонарушений информации о формировании правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной
и имущественной безопасности граждан;

в иных формах в соответствии с актами законодательства.

разработка и утверждение региональных комплексных планов
по профилактике правонарушений и проведение профилактических мероприятий (координирующая роль у органов внутренних дел).

Комплексные планы разрабатываются и утверждаются  ежегодно местными исполнительными и распорядительными органами областного
и базового территориальных уровней. Мы, как исполнители
и соисполнители мероприятий областного и районных комплексных планов по профилактике правонарушений участвуем в реализации профилактических мероприятий по предупреждению:

[17] преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления (проведение семинаров, конференций, круглых столов, тренингов в учреждениях культуры по обучению принципам, методам и формам работы в сфере профилактики экстремистской деятельности);

правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений (освещение в СМИ, проведение ЕДИ);

правонарушений против жизни и здоровья, общественного порядка и общественной нравственности (мероприятия совместно
с общественными организациями, Православной Церковью по вопросам противодействия торговле людьми, издание печатных материалов);

насилия в семье (мероприятия, популяризация семейного досуга, создание семейных клубов, брошюры с «телефонами доверия», книжные выставки и др.)

правонарушений, совершаемых гражданами, находящимися
в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ,
их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (профилактические мероприятия по популяризации ЗОЖ, наглядно-печатная продукция и т.д.);

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по защите их прав и законных интересов (рассмотрение вопроса организации досуговой занятости на коллегии главного управления, заседаниях КДН, проведение межведомственной программы «Забота»,  организацию вторичной занятости молодежи).

[18] Постановление Совета Министров Республики Беларусь
от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися
в социально опасном положении»,

которое вступило в силу с 1 февраля 2019 г.

В данном постановлении прописаны критерии и показатели социально опасного положения, а также утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении.

[19] Законодатель выделяет 3 критерия социально опасного положения:

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей);

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей).

В настоящее время органами прокуратуры обозначена такая проблема, как неправильное толкование критериев и показателей, указанных в постановлении, что привело к необоснованному снятию статуса «социально опасная семья» в ряде регионов. Как пример,
на 01.01.2019 г. в Минской области – 3918 несовершеннолетних, признанных в СОП, на 01.10.2019 г. – 1321  несовершеннолетний. Следовательно, сейчас перед органами управления образованием поставлена задача об изучении условий жизни несовершеннолетних, ранее снятых с учета.

[20] Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2017 г. № 18
«О дополнительных мерах по государственной защите детей
в неблагополучных семьях»

Создан в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей.

  Регламентирует механизм отобрания ребенка из неблагополучной семьи и  помещения его на государственное обеспечение, а также систему возмещения родителями расходов по содержанию детей (категория –обязанные лица).

[21] В области действует также  Комплекс организационно-практических мер по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», утвержденный решением Минского облисполкома от 04.12.2017 г. № 1075. В рамках нашей компетенции – анализ динамики изменений показателей электронного областного банка данных досуговой занятости несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета (в настоящее время формируется новый Комплекс, наша позиция остается прежней).

В целом, в рамках Декрета № 18 учреждения культуры популяризируют традиционные семейные ценности
и гармоничные взаимоотношения в семье, а также организовывают  досуговую занятость несовершеннолетних, вовлекают родителей
в организованные формы досуга.

[22] Далее по системе иерархии нормативно правовых актов, идут локальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации досуга несовершеннолетних. К ним относятся: решения облисполкома и райисполкомов, решения КДН облисполкома
и райисполкома, постановление коллегии главного управления, приказы начальника главного управления, отдела, лиректора районного центра культуры и библиотеки.

[23] Итак, досуговую деятельность мы делим на 3 блока:

1 блок – досуговая занятость на постоянной основе (клубные формирования + клубы по интересам и объединения публичных библиотек + обучение в детских школах искусств);

2 блок – вовлечение в общественно-культурную деятельность (посещение «комнаты досуга», работа аниматором, вовлечение в процесс оформления или изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, раздача листовок и брошюр и др.);

3 блок – посещение культурных мероприятий (включены
и посещение дискотек, мастер-классов, концертов, акций, профилактических мероприятий, развлекательных мероприятий и др.).

Данные три блока не пересекаются, несовершеннолетние в них
не повторяются. К примеру, Иванов ходит в театральную студию, привлекается для работы аниматором на мероприятиях и в течение квартала посетил как зритель 16 культурных мероприятий. Иванов будет считаться единожды – как участник театральной студии, т.е. посещает клубное учреждение на постоянной основе.

[24] Следовательно, мы говорим о следующих показателях:

вовлечение несовершеннолетних в досуговую занятость
на постоянной основе;

и, на наш взгляд, более правильно – говорим об общем охвате досуговой занятостью несовершеннолетних (сумма данных: постоянная основа + общественно-культурная деятельность + посещение культурных мероприятий).

Следующий момент: все вышеперечисленное считается отдельно
по категории СОП и ИПР, если несовершеннолетний одновременно
и СОП и ИПР, он относится к той категории, которая указана первой.

Несовершеннолетние, которые зарегистрированы как пользователи библиотеки не включаются в общий охват досуговой занятостью
 по причине:

нерегулярностью ежеквартального посещения библиотеки;

будет ярко выраженный двойной учет – в итоге цифры могут быть намного больше, чем реальное количество СОП и ИПР в регионе.

Поэтому, в справочных материалах просто указываем о количестве читателей СОП и ИПР.

[25] Также, дополнительно мы  анализируем читательскую активность родителей и количество культурных мероприятий, которые посетили родители в клубных учреждениях. Да, это не статистика, некоторые библиотеки пишут, что учет родителей не ведется. 

Основная цель – профилактика и вовлечение родителей в формы содержательного времяпрепровождения.

Также, при заполнении этих граф, при наличии в семье нескольких детей, просьба родителей указывать единожды.

[26] Среди объективных причин, почему несовершеннолетний
не посещает учреждение культуры, мы указываем дошкольный возраст, проживание в другом населенном пункте (данную причину органы прокуратуры не принимают), учеба в ССУЗе и категорический отказ несовершеннолетнего или его родителей в посещении учреждения культуры по причине его загруженности в иных учреждениях или в связи с отсутствием интереса.

 

Постановление Совета Министров № 22

Декрет № 18

Закон № 122-З

Закон № 200-З